Праздничный народный женский костюм урала. Хранитель традиции

Уважение к минувшему - вот черта,
отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

Любовь к родному краю, знание его истории -
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачев

Большие пространства русской земли стали причиной того, что обряды, связанные с земледельческим календарем, укладом жизни самой большой группы населения России - кресть­янства, сложны и разнообразны. Столь же сложна и разнообразна традиционная русская одежда. Это целый пласт культуры народа, который надо знать, любить, уважать и сохранять.

Основу коллекций этнографических музеев, как правило, составляет костюм конца XVIII–XX вв. Ученые выделяют четыре комплекса одежды: рубаха с сарафаном и кокошником, рубаха с понёвой и сорокой, рубаха с юбкой-андараком и платье кубельком. Вариантов же костюмов очень много. Сарафанный ансамбль принадлежит к северному и среднерусскому региону, понёвный - южнорусскому. Конечно, деление это довольно условное. Любой комплекс трехчастен - это головной убор, собственно одежда и обувь.

Каким же он был, русский национальным костюм?

Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное - скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока - убор молодицы,
Косник, венец - украшенье девицы,
Сборник, повойник - убор для старухи...
Самый красивый - убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!

Это собирательный образ женского костюма. А как выглядела одежда разных губерний, чем отличался северный костюм от южного?

"Приготовление невесты"

Рассмотрим это на примерах самого нарядного праздничного и свадебного костюма и наряда «молодухи» - женщины первого года замужества, до рождения ребенка. Это был самый красивый наряд, богато украшенный вышивкой в несколько рядов, цветным ткачеством, расшитый кружевом, канителью, позументом. Дополнял его драгоценный головной убор и кожаная обувь. Все теплое время года крестьяне ходили босиком или в лаптях, плетенных из лыка или бересты. Обязательным дополнением к костюму был пояс-оберег. Женщины носили множество украшений: бусы (иногда до 15 рядов), ожерелья, цепи, бисерные герданы с крестом,
всевозможные височные подвески-пушки, серьги (серьги носили иногда и мужчины), кольца. Особенность южнорусского костюма - обилие красного цвета.

Венцы

Русский народный мужской костюм

Мужской костюм по всей России был однотипным. С младенчества и до «хороводного» периода рубаха и пояс были единственной одеждой, одинаковой для детей и взрослых была зимняя одежда. Мужская одежда состояла из рубахи с прямыми или косыми поликами и ластовицей, под спинку подшивали треугольную ткань - «подоплеку», разрез на горловине чаще делали слева, прикрывая его планкой или обшивали тесьмой, как и подол и концы рукавов. Свадебная рубаха украшалась по рукавам и подолу широким узором (тканым или вы­шитым). В некоторых губерниях расшивали грудь. Красный узор носил сакральный смысл, служил оберегом от злых сил. Готовила такую рубаху невеста перед свадьбой с молением, зашивая в ее узоре «письмо» с пожеланием добра, семейного благополучия, богатства. В комплект одежды входили штаны-порты из домотканого сукна, льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Штаны были довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или по ним наматывались онучи. Головным убором служила суконная или валяная шляпа - «грешевик» и зимний меховой треух. Верхняя одежда - кафтан отрезной по талии и шуба. Волосы мужчины стригли «под горшок», отпускали бороду и усы.

Схема кроя мужской одежды

Женский Южнорусский костюм

Наиболее древним считается южнорусский костюм Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской губерний. Это так называемый понёвный ансамбль. Он имел некоторое сходство с украинским, белорусским, мордовским костюмом.

Жених и невеста

В комплект костюма входили: рубаха холщевая с косыми поликами, поверх которой замужняя женщина надевала поясную распашную понёву, передник-завеску, запон (наплечный, нагрудный или поясной), головной убор - рога, кичка, сорока; пояс и широкий «насов» или «навершник»; иногда молодая шла к венцу в шубе и опояске, чтобы показать свой достаток.

Головные уборы

Тамбовский костюм включал рубаху с косыми поликами. К свадьбе шили рубаху-длиннорукавку (плакательную), где верхняя часть рукава была богато украшена полосами браного (вышитого узорами) ткачества, а нижняя подшивалась из тонкой ткани. Кроме понёвы была в быту юбка-андарак, шитая из нескольких полотнищ тонкой ткани и собранная на поясе на шнурок-вздержку. Верхнюю одежду - шушун делали из домотканой шерстяной или кашемировой ткани, украшая вышивкой крестом, набором, отделывая бахромой. Головной убор - рогатая кика с поднизью сзади бисерным набором или лентами.

Тамбовский костюм

Воронежская понёва отличается по цвету, характеру ткачества «в три нитки», белыми клетками по черному или красному полю, со вставкой спереди из тонкой ткани. Понёву вышивали наборной гладью, украшали цветными полосами желтого, зеленого цвета. Вышивка рубахи по оплечью и рукаву плотная - «набором» и гладью; делали рубаху и с косыми вставками из кумача с полосами наборного ткачества. Поясной фартук-завеску из холста расшивали двухсторонней гладью, тесьмой. К костюму полагался тканый шерстяной пояс, нагрудные украшения - «гаруси» (у мужчин - «грибатка», шерстяные, вязанные на спицах чулки с цветными поло­сами и туфли - «коты»).

Воронежский костюм

Орловский и Курский костюм имеет те же основные черты, что и Воронежский. Понёва в основном изготовлялась крестьянками в технике браного ткачества, дополнялась по низу кумачовыми и шелковыми лентами, тесьмой, галуном, кружевом, вышивкой крестом. На передник-завеску из холста, шерсти, сатина нашивали понизу тесьму и ленты, плетеное кружево и бахрому. Невысокую «сороку» из сатина и ситца, на картоне, расшивали бисером, украшали пушками, позументом на лобной части. Шейными украшениями были бусы в несколько рядов, кейданы и цепочки. Рукава рубахи из ситца и кумача украшали аппликацией из ромбов и уголков и полосами браного ткачества.

Орловский костюм

Курский костюм

Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерний. Отличается он радостным, звонким цветом кумача. На фоне зеленых лугов и лесов он вступал в полную гармонию с природой, создавая празднично-ликующий эмоциональный настрой, приглашая в весенние и летние хороводы народных фольклорных праздников. Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, - «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» - разновидность этой одежды.

Голову повязывали платком поверх кички. В моде была и рогатая кика с очень высокими рожками. Рязанский костюм массивный, широкий. Так, ширина насова 160, а высота всего 102 см.

Все костюмы любого региона России просто невозможно описать, так как женский наряд - это предмет народного творчества, имеющий только некоторые сходные черты.

Рязанский костюм

На Дону и Северном Кавказе русские женщины поверх рубахи с вязаным колпаком носили платье кубельком и штаны - отголосок турецких и персидских одежд, которые в XIX в. были вытеснены юбкой с кофтой в талию, с оборкой. Такая одежда теперь бытует у казачек.

Средняя полоса России

В характере одежды средней полосы наблюдается отпечаток пограничных с ней регионов и исторических условий проживания народа. Как и повсеместно, основой костюма является рубаха.

Московский народный костюм просматривается в городском мещанском костюме и в одежде женщин духовного сословия, которых не коснулась петровская реформа, вводившая ношение европейской "немецкой" одежды для людей высших сословий. В основном это сарафанный ансамбль с кокошником и передником выше груди.

Московский костюм

В Ярославской губернии поверх сарафана носили теплую стеганую кофту («пара») с длинными рукавами, отрезную по талии, присборенную сзади. «Пару» спереди украшали золотным кружевом. Рубашку расшивали по оплечью, вдоль рукава и по манжетам красным узором с вкраплением желтых, зеленых, синих нитей. Наличие городской моды, развитая торговля позволяли использовать для сарафанов легкую шелковую или сатиновую ткань, а для придания фигуре объемности - другой крой. Так появился широкий косоклинный сарафан, украшенный спереди широкой «княжей» лентой из галуна (позумента) или шелковой лентой с вытканными или вышитыми по ней узорами. По подолу пришивали узорные ленты. По «княжей» полосе нашивали литые оловянные или медные посеребреные или золоченые пуговицы, К сарафану полагался пояс, тканый их цветных нитей. Праздничный костюм дополнялся рядами бус, серьгами, запонками для ворота. Особенностью свадебного костюма было подвенечное покрывало - длинное двухметровое полотенце из тонкого льна, украшенное на концах широкими красными ткаными полосами, белым кружевом, иногда - цветными лентами.

Кокошники

Для полевых работ использовали прямую рубаху с поликами из холста, с численным кружевом по подолу и браным ткачеством. Голову покрывал платок фабричной работы из ситца, костюм дополнен янтарными или стеклянными бусами. Обувь крестьян - лапти из лыка косого плетения.

Западные земли

Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизон­тальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.

Смоленский костюм
Среднее Поволжье, Урал, Сибирь

Русские костюмы этого региона сохранились в основном в город­ском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В мужском костюме поверх рубахи появляются жилеты. Таким мы видим костюм на картинах Кустодиева - его знаменитых «Ярмарках». В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник - большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.

Шубка

Верхней одеждой была нагольная шуба - мехом внутрь. Более легким был «пониток» - верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цвет­ные варежки и чулки. Теплой одеждой была «душегрея», отороченная мехом.

Повойники

С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим выре­зом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.

Уральский костюм

Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, - из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник - «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.

Семипалатинский костюм
Российский север

В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда - сарафан - пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с запад­ными соседями?

Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами - « c ерапа», то есть почетная одежда.

К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.

Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки - головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор - повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».

О тверском костюме из Торжка - центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов, другие изделия - продавали на русских ярмарках. Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка И.И. Лажечников в романе «Ледяной дом»:

«Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом... искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок... Богатая ферязь ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».

Традиционный праздничный костюм состоял из сарафана, рубахи с расшитыми золотом белыми кисейными рукавами и фартука. Речным переливчатым жемчугом, златом-серебром был украшен головной убор «сборник», сверх которого надевался еще платок с богатой вышивкой золотом.

Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.

Архангельский костюм

Многочисленные реки, озера, ручьи северного края были в те далекие времена полны небольшими, невзрачными на вид моллюсками, в раковинах которых находили белые, розовые, дымчатые жемчужины, переливающиеся всеми цветами радуги. «Русским камнем» называли жемчуг и расшивали им головные уборы, царскую и церковную одежду, из него делали серьги, бусы и ожерелья.

Юбки

Северные красавицы в приданом (праздничном и свадебном нарядах) имели «коруну» или кокошники разных форм, искусно унизанные жем­чугом с налобными сетками и обнизью, височные и нагрудные украшения. Северные сарафаны шили из дорогой тафты, атласа - драгоценных тканей, которые привозили из заморских стран купцы в подарок своим дочерям и женам, да и на продажу. Такому дорогому костюму и рубаха под стать. Низ ее («стан») делали из полотна, а рукава - «воротушку» из тонкой кисеи с золотным рисунком.

Сарафан-косоклин

Такой наряд могли иметь только зажиточные крестьянки, богатые поморы да купеческие дочери и жены. У простой крестьянки был наряд попроще. Однако русская северная холщевая рубаха, свадебные полотенца, ширинки (непременная часть обряда) - не менее нарядны.

Ольнецкий костюм

Славилась русская вышивка Тверской земли, Олонецкой губернии, Карелии, тверские и архангельские предметы женского рукоделия.

Русская народная одежда - хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев - один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?

Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.

  • С ЭЛЕМЕНТАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
  • НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ
  • к мероприятию
  • "КРАЙ - В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ"
  • МБСЛШ им.Ю.А.Гагарина
На территории Челябинской области в настоящее время проживают представители более чем 132 национальностей. Большинство населения является русским - 82.31%, остальные-17.69% образуют следующие этнические группы: татары- 5.69%, башкиры - 4.62%, украинцы - 2.14%, казахи-1.01%, немцы - 0.79%, белорусы - 0.56%, мордва - 0.50% , 2.88% - представители других национальностей. Башкирский национальный костюм
  • Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи.
  • Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян - костюм с рукавами на подкладе. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Мужской елян шили из тёмных хлопчато-бумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом. Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам - треугольными нашивками (яурынса).
  • В качестве верхней одежды у башкир был распространен казакин - приталенный костюм на подкладке с рукавами и глухой застёжкой, на пуговицах.
Башкирский национальный орнамент Татарский национальный костюм.
  • Основу женского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары.
  • Мужчины носили чекмень суконная верхняя одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана.
  • Также была и чоба - легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень - приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.
Татарские головные уборы(тюбетейка, фески, калфак) Татарская национальная обувь – ичиг(читек) Татарский национальный орнамент Украинский национальный костюм
  • Основой для женского костюма, как и в России, была рубаха (укр. кошуля, сорочка ). Она была длиннее, чем мужская и шилась из двух частей. Нижняя часть, охватывающая тело ниже пояса, шилась из более грубого материала и называлась становиной (укр. пiдтичка ).
  • Женские рубахи были с воротником или без воротников. У такой рубахи ворот обычно собран в мелкие сборки и обшит сверху. Рубаха без воротника называлась русской, рубаха с воротником – польской.
  • На Украине широко распространен обычай украшать вышивкой подол рубахи, так как подол рубахи был всегда виден из-под верхней одежды.
  • Штаны (укр. шаровари, портки ) на Украине шились примерно так же, как и в России, точнее принцип, с помощью которого штаны закреплялись на теле, был один и тот же. Верхний край штанов загибался внутрь, в образующийся рубец продевали шнурок или ремень. Шнурок завязывали узлом. Украинцы чаще всего использовали ремень. Застегнув ремень на пряжку, его еще раз оборачивали вокруг талии.
Женский костюм
  • Самым известным украинским головным убором является девичий венок . Венки делали из живых или искусственных цветов, к венку привязывали разноцветные ленты.
  • По известному старинному обычаю девушки до 15 лет или даже вплоть до замужества носили только подпоясанную рубашку. Украинские девушки не были исключением. Замужние женщины носили запаску, дергу и плахту , одежду соответствующую юбке, очень похожую на русскую панёву. Плахта, так же как и панёва, прикрывает нижнюю часть тела женщины преимущественно сзади. Она закрепляется на поясе специально предназначенным для этого поясом. Шилась она из домотканой шерстяной материи. Рисунок, как и у панёвы - крупная клетка.
Украинский национальный орнамент Русский национальный костюм
  • Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника. Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. “Сарафан” - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал “одетый с головы до ног. Головной убор – кокошник из шелка, ситцевой подкладки, ваты, позументы, бусы, исключительно жемчуг, шитье бирюза, цветного стекла в гнездах.
Женский русский костюм
  • . Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов.
Мужской русский костюм.
  • Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати - нижней. Дома бояре носили горничную рубаху - она всегда была шелковой.
  • Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка .
  • Поверх рубашки мужчины надевали зипун
  • Зипун - верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
  • Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь- старинная русская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без перехвата.
  • Летом поверх кафтана надевали однорядку. Однорядка - русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук.
  • Крестьянской верхней одеждой бывал армяк. АРМЯК это верхняя долгополая крестьянская одежда в виде халата или кафтана из сукна или грубой шерстяной материи
Русский национальный орнамент Казахский женский костюм
  • Женщины носили нераспашную рубаху «койлек», более длинную, чем у мужчин. Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани
  • Поверх платья женщины носили камзолы без рукавов и с открытым воротом.
  • Женские халаты «шапан » - самая обычная одежда, которую носили многие представители небогатых семей, и иной верхней одежды они не имели.
  • «Саукеле » - свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Он был очень высоким - до 70 см Незамужние девушки носили «такия » - маленькую шапочку из ткани
Казахский мужской костюм
  • Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки.
  • Одним из главных предметов одежды казаха был шапан - просторный длинный халат
  • Калпак - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля
Казахский национальный орнамент Немецкий национальный костюм
  • Мужской национальный костюм состоит из кожаных штанов - ледерхозен, в-три-четверти длины, рубашки, жилета, сюртука (нем. Loden ), шляпы с перьями или волосяными щётками, гетров и ботинок на толстой подошве.
  • У мужчин длина сюртука может обозначать семейное положение. По традиции, женатые мужчины носят длинные сюртуки, обычно чёрного цвета. У холостяков принят короткий сюртук.
  • Женский костюм включает в себя пышную юбку, блузку, жилетку наподобие корсета со шнуровкой или на пуговицах и фартука. Длина женской юбки в настоящее время произвольна, однако раньше по традиции она заканчивалась на высоте масса (литровой пивной кружки) от земли (27 см.)
Немецкий орнамент Мужской белорусский костюм
  • Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда).
  • Ноговицами (портками) в Беларуси назывались штаны. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние - из тёмного сукна (суконники). Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Рубаху носили поверх ноговиц и подпоясывали
Женский белорусский костюм
  • Основу женского народного костюма составляли длинная белая льняная рубашка, украшенная вышивкой.
  • Суконная юбка - андарап, которая заменила старинную поневу, фартук, иногда безрукавка и пояс. Оплечье, ворот, рукава, иногда воротничок и подол рубахи вышивали геометрическими узорами из звездочек, ромбов, квадратов, треугольников. Ансамбль завершал головной убор - венок, «скиндачок» (рушничок), капор или платок.
  • Шею украшали бусы и ленты.
Белорусский орнамент
  • История Урала уходит корнями в седую древность. Еще историки античности писали об Уральских горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного азиатского. Здесь, на границе двух континентов, скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые оставили неизгладимый след в истории и культуре нашего края.
  • Если дружбой дорожить,
  • можно спорить и дружить,
  • и не выйдет ссора
  • из любого спора.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Цели и задачи Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре. Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;

Cлайд 4

На территории Челябинской области в настоящее время проживают представители более чем 132 национальностей. Большинство населения является русским - 82.31%, остальные-17.69% образуют следующие этнические группы: татары- 5.69%, башкиры - 4.62%, украинцы - 2.14%, казахи-1.01%, немцы - 0.79%, белорусы - 0.56%, мордва - 0.50% , 2.88% - представители других национальностей.

Cлайд 5

Башкирский национальный костюм Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи. Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян - костюм с рукавами на подкладке. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Мужской елян шили из тёмных хлопчатобумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом. Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам - треугольными нашивками (яурынса). В качестве верхней одежды у башкир был распространен казакин- приталенный костюм на подкладке с рукавами и глухой застёжкой, на пуговицах.

Cлайд 6

Cлайд 7

Татарский национальный костюм. Основу женского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары. Мужчины носили чекмень суконная верхняя одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана. Также была и чоба - легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень - приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Украинский национальный костюм Основой для женского костюма, как и в России, была рубаха (укр. кошуля, сорочка). Она была длиннее, чем мужская и шилась из двух частей. Нижняя часть, охватывающая тело ниже пояса, шилась из более грубого материала и называлась становиной Женские рубахи были с воротником или без воротников. У такой рубахи ворот обычно собран в мелкие сборки и обшит сверху. Рубаха без воротника называлась русской, рубаха с воротником – польской. На Украине широко распространен обычай украшать вышивкой подол рубахи, так как подол рубахи был всегда виден из-под верхней одежды. Штаны (укр. шаровари, портки) на Украине шились примерно так же, как и в России, точнее принцип, с помощью которого штаны закреплялись на теле, был один и тот же. Верхний край штанов загибался внутрь, в образующийся рубец продевали шнурок или ремень. Шнурок завязывали узлом. Украинцы чаще всего использовали ремень. Застегнув ремень на пряжку, его еще раз оборачивали вокруг талии.

Cлайд 12

Украинский женский костюм Самым известным украинским головным убором является девичий венок. Венки делали из живых или искусственных цветов, к венку привязывали разноцветные ленты. По известному старинному обычаю девушки до 15 лет или даже вплоть до замужества носили только подпоясанную рубашку. Украинские девушки не были исключением. Замужние женщины носили плахту -юбку, Плахта, прикрывает нижнюю часть тела женщины преимущественно сзади. Она закрепляется на поясе специально предназначенным для этого поясом. Шилась она из домотканой шерстяной материи. Рисунок- крупная клетка.

Cлайд 13

Cлайд 14

Русский национальный костюм Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника. Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. “Сарафан” - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал “одетый с головы до ног. Головной убор – кокошник из шелка, ситцевой подкладки, ваты, позументы, бусы, исключительно жемчуг, шитье бирюза, цветного стекла в гнездах.

Cлайд 15

Женский русский костюм. Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов.

Cлайд 16

Мужской русский костюм. Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати - нижней. Дома бояре носили горничную рубаху - она всегда была шелковой. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Cлайд 17

Верхняя мужская одежда Поверх рубашки мужчины надевали зипун Зипун - верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь- старинная русская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без перехвата.

Cлайд 18

Верхняя мужская одежда Летом поверх кафтана надевали однорядку. Однорядка - русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк. АРМЯК это верхняя долгополая крестьянская одежда в виде халата из сукна или грубой шерстяной материи.

Cлайд 19

Cлайд 20

Казахский женский костюм Женщины носили нераспашную рубаху «койлек», более длинную, чем у мужчин. Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани Поверх платья женщины носили камзолы без рукавов и с открытым воротом. Женские халаты «шапан» - самая обычная одежда, которую носили многие представители небогатых семей, и иной верхней одежды они не имели. «Саукеле» - свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Он был очень высоким - до 70 см Незамужние девушки носили «такия» - маленькую шапочку из ткани

Cлайд 21

Казахский мужской костюм Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Одним из главных предметов одежды казаха был шапан - просторный длинный халат Калпак - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля

Cлайд 22

Cлайд 23

Немецкий национальный костюм Мужской национальный костюм состоит из кожаных штанов -ледерхозен, в-три-четверти длины, рубашки, жилета, сюртука шляпы с перьями или волосяными щётками, гетров и ботинок на толстой подошве. У мужчин длина сюртука может обозначать семейное положение. По традиции, женатые мужчины носят длинные сюртуки, обычно чёрного цвета. У холостяков принят короткий сюртук. Женский костюм включает в себя пышную юбку, блузку, жилетку наподобие корсета со шнуровкой или на пуговицах и фартука. Длина женской юбки в настоящее время произвольна, однако раньше по традиции она заканчивалась на высоте масса (литровой пивной кружки) от земли (27 см.)

Cлайд 24

Cлайд 25

Мужской белорусский костюм Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда). Ноговицами (портками) в Беларуси назывались штаны. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние - из тёмного сукна (суконники). Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Рубаху носили поверх ноговиц и подпоясывали

Cлайд 26

Женский белорусский костюм Основу женского народного костюма составляли длинная белая льняная рубашка, украшенная вышивкой. Суконная юбка - андарап, которая заменила старинную поневу, фартук, иногда безрукавка и пояс. Оплечье, ворот, рукава, иногда воротничок и подол рубахи вышивали геометрическими узорами из звездочек, ромбов, квадратов, треугольников. Ансамбль завершал головной убор - венок, «скиндачок» (рушничок), капор или платок. Шею украшали бусы и ленты.

Людмила Ивановна Райкова, профессор Оренбургского государственного института искусств

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанной их руками, созданное их талантами. Велико и разнообразно культурное наследие русского народа, накопленное веками, и, хотя время не пощадило многого, сохранившееся позволяет судить о высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров.

В основе русского костюма заложено искусство радости, неуемной тяги и красоты, что дает возможность воплотить мечту о прекрасном в создании своего внешнего облика. Несравненное великолепие женского костюма наделяло каждую женщину истинной красотой. И чем больше изучаешь русский костюм, тем больше находишь в нем ценностей.

Гармония цвета, формы, орнамента раскрывает нам тайны и законы красоты народного костюма. И как бы ни была тяжела жизнь русской крестьянки, ее искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием. И хотя одежда жителей каждой местности на Руси имела свои отличительные особенности, женский костюм обладал общими чертами - компактным объемом, мягким, плавным контуром.

Народный костюм не только элемент материальной культуры, это синтез различных видов декоративного творчества, донесший до нашего времени характернейшие элементы края. Использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

Русский народный костюм формировался на протяжении веков. Его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами.

Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса нации в целом.

Обширность территории расселения, замкнутость отдельных районов и различное природное сырье и окружение, характер обычаев и условий существования послужили причиной возникновения многообразных вариантов одежды.

В связи с этим можно сказать, что при наличии общих черт даже в крестьянской среде не сложилось единого национального костюма.

Только в женской одежде ученые выделяют четыре четко выраженных комплекса:

1. рубаху с поневой и головным убором сорокой;

2. рубаху с сарафаном и кокошником;

3. рубаху с юбкой-андараком;

4. платьем кубельком.

Первые два основные. Два последних в XIX в. имели ограниченное бытование. Но вообще эволюция в народном костюме происходила медленно, мало поддаваясь воздействиям. К началу ХХ в. из существовавших четырех комплексов, наиболее распространенными были два: южнорусский с поневой и северорусский с сарафаном. Позднее популярным стал комплекс юбки с кофтой.

Первый комплекс отмечен множеством вариантов и охватывал не только южные районы России - Орловскую, Курскую, Воронежскую, Рязанскую, Тамбовскую губернии, но и ряд центральных: Тульскую, Московскую, Калужскую.

Определенный отпечаток наложило на формирование его элементов соседство с коренным нерусским населением - украинцами, белорусами, мордвой и др.

Комплекс с сарафаном, или северорусский, бытовал на Севере, в районах Поволжья, Урала, Сибири, в некоторых местах западных и южных губерний - Смоленской, Курской, Харьковской, Воронежской.

Костюм, характерный для казаков Дона и Кубани, Северного Кавказа с распашным платьем-кубельком, испытал влияние местного населения. Его носили поверх рубахи с вязаным колпаком и штанами, как это принято на Востоке. Но к середине XIX века он вытесняется другими типами одежды, в особенности юбкой с кофтой.

В пределах данной публикации нет возможности дать характеристику перечисленных комплексов, имея целью уделить больше внимания костюму оренбургских казаков. Относясь к общей семье казачества, оренбургские казаки все же стояли наособицу.

Ведь оренбургское казачье войско возникло значительно позже аналогичных образований, исключая Семиречье. Официальной датой рождения Уральского казачества считается 1591 год, а оренбургское войско получило статус самостоятельности только 12 декабря 1840 года.

Кроме того, оренбургское казачье войско с самого начала, т.е. со времени строительства первой оренбургской оборонительной линии (20-40 годы XVIII в.) формировалось под руководством властей - не так складывалось, например, донское, кубанское, уральское войско. Там все начиналось с “вольницы”, со стихии. Дух этой вольности никогда не был ведом оренбургским казакам. Состав оренбургского казачьего войска формировался за счет переселения на новые земли городовых казаков - уфимских, алексеевских, самарских. Ряды казаков пополнялись за счет крестьян внутренних губерний. Это смешение национальностей не могло не сказаться на психологии местного населения, его производственной и бытовой культуре, в том числе и формировании народного костюма.

В 1840 г. оренбургское войско получило свою территорию, куда вошли Челябинский, Троицкий, Верхне-Уральский, Орский уезды, и оренбургским казакам приходилось нести воинскую службу, в основном, уже далеко от дома.

Поэтому все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость. В них ярко воплощалась жажда прекрасного. В эту работу женщины вкладывали настоящий талант художника, освобождавший ее душу от тяжкой действительности.

Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. “Сарафан” - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал “одетый с головы до ног”, и в документах XIV в. применялся в мужской княжеской одежде.

К XIX в. наименование “сарафан” стало уже нарицательным названием одежды этого типа, и комплекс с ним вытеснил южнорусский комплекс с паневой, завезенный переселенцами из Южных губерний России. Глухой косоклинный сарафан, бытовавший преимущественно в северо-западных губерниях: Псковской, Рязанской, Тульской, Курской, Воронежской, Смоленской затем широко распространился в районах Приуралья.

Его шили из перегнутого по плечам полотнища ткани, а по бокам вставляли слегка скошенные клинья. Шили сарафаны из шелковых тканей на ситцевой подкладке. Отделывали золотым позументом, золотым шитьем. Пуговицы серебряные со сканью и чернью, металлический шнур.

На рукава использовали муар, золотое шитье, кисею, вышивку золотой нитью (металлические блестки). Пояса к сарафану делали из позумента, металлической нити и кистей.

Косник, муар, машинное кружево, золотое шитье - формы разные, чаще треугольником.

Бусы - янтарь, гранение, низание.

Головной убор - кокошник из шелка, ситцевой подкладки, ваты, позументы, бусы, исключительно жемчуг, шитье бирюза, цветного стекла в гнездах. Или черный шелковый платок, обшитый черным кружевом - “косынка с бантом”.

С сарафаном носили передники, которые крепились на завязках выше груди. Другой - запон с грудкой или надгрудкой - завязывался на талии с дополнительной тесьмой на шее. Такие передники были характерны для Поволжья, Урала и Сибири.

Кроме того, с конца XIX в. широко применялся передник (“фартук”), укреплявшийся на талии. Его носили с юбками.

Помимо своего непосредственного назначения - защиты одежды от загрязнения, передники несли большую декоративную нагрузку: закрывали не украшенные части костюма, способствовали созданию цельной цветовой композиции ансамбля.

Интересно описывает Ф.М. Стариков костюм оренбургских казачек. Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов. Носили сарафаны и платья на кокетке.

Пожилые женщины носили кофты широкого покроя с застежкой через плечо и пройму или по спинке. Праздничная одежда - белая. Крахмальные кружевные воротники, манжеты и стеклянные цветные бусы.

Богатые казачки носили дорогие штофные сарафаны и головные уборы с позументом.

Мужской казачий костюм исключительно официальный. Короткое военное пальто и пиджак с жилетом и шароварами с лампасами, заправленными в голенища. Пальто подпоясывалось ярким кушаком из шерсти, концы свивались сзади. Нижняя рубашка белая из пряди с пришивным большим воротом с прорезью посредине или на левой стороне груди.

Уральские казачки в конце XVIII - начале XIX вв. носили сарафаны. А вот что писала газета “Оренбургские губернские ведомости” в 1851 году о костюмах Челябинского уезда.

Девушки одевались летом нарядно, особенно на Троицу. Гладко вычесывали головы и, нередко, помадили. В косы вплетали яркие шелковые или атласные ленты - длинные и широкие. Иногда головы подвязывали узенько сложенным платком с распушенными концами. Платки были разных цветов, шелковые. Носили сетки, расшитые бисером или бусами на косу, уложенную в пучок. В ушах - серьги, на шее - стеклянные бусы, на руках - перстни.

На шею надевали платки или шали яркие, пестрые из атласа или шелка, зимой - шерстяные или гарусные. Сарафаны шелковые или ситцевые с батистовыми рукавами или коленкоровыми, с премудрыми складками и вышивкой.

Пояса носили из крученого шелка - именные или плетеные с золотыми головками по концам. Башмачки аленькие, козловые или бараньи, а также из простого товара. Чулки белые, иногда бумажные с узором, башмачки в переплет, что было заметно, так как сарафаны очень длинные.

Необходимая принадлежность при выходе из дома - держать платок в руках. Молодые парни также помадили волосы, подстриженные кругом, нередко чуб. В одном ухе серьга, на пальце перстень, рубашка ситцевая, перепоясанная шелковым или гарусным поясом.

Кафтанчик суконный, драдедоновый, иногда шлафрок или армяк, а чаще суконные капоты, подпоясанные красным гарусным кушаком.

Отчаянные франты одевали иногда через правое плечо под левую руку какие-либо шали. Шаровары по большей части плисовые, иногда нанчатые, суконные.

Можно было встретить сюртуки. Сапоги козловые, а если простые, то со скрипом, с большими каблуками, высокими голенищами, за которые запускаются шаровары.

У пожилых женщин на голове кокошник или платок с повойником, дубляс с широким покроем, рукава с ластовицами из холста, да черки с красными опушками. Шамишура - женский головной убор (род чепца).

Но сегодня высокохудожественные образцы русского национального костюма можно увидеть только в музейных коллекциях, которые, как правило, выставляются очень редко. Поэтому своеобразный язык и значение символов русского костюма понятны лишь узкому кругу специалистов. В учебных заведениях культуры и искусства система подготовки специалистов в области народного музыкального творчества строится, в основном, на изучении специфики жанра без учета тесной связи его с явлениями духовной и материальной культуры народа, в том числе и костюма. Отсутствие у студентов представления о структуре крестьянского костюма, его значения в отечественной культуре прошлого и настоящего не формирует у студентов стройной научной системы знаний народной культуры и не дает возможности достоверно воплощать их принципы на сцене. Чистота линий, цвет, отдельные детали костюма и украшения привлекают внимание зрителя, и в желаемом направлении могут совершать чудеса, производя нужное впечатление.

Поэтому необходимо воспитывать художественный вкус способом наблюдения, сравнения, критической оценки и отбора, в результате чего накапливаются художественные впечатления.

Это важно еще и потому, что сегодня часто царят вольные подделки под русский народный костюм. Они грубо искажают истинный образ народной одежды, прививая не только плохой вкус зрителям, но и дезориентируют самих артистов в представлениях об эстетических и духовных ценностях культуры.

Кочевые народы, которые на протяжении нескольких столетий проходили через Урал , оставили серьезный след в нашей культуре. Отразилось это не только в обрядах, рецептах блюд, но и в народном костюме. Совершенно особенный наряд сформировался в Сухоложской слободе - современном Сухом Логу .

Например, праздничный костюм зажиточной крестьянки отличался обилием различных отделок, украшений из дорогих тканей, поскольку идеал женской красоты сравнивался с образом матери-земли, плодородия, продолжения жизни. Мужские же костюмы, наоборот, отличались скупостью и немногоцветностью ткани, что соответствовало особенностям идеального образа мужчины, наделенного физической и духовной силой, мужеством и трудолюбием.

Мужская одежда состояла из рубахи, портов и пояса, которые носили многие сословия: купцы, мещане, заводские и сельские жители. Старинные праздничные мужские рубахи украшались вышивкой. Геометрические узоры выполнялись нитями красного цвета по белому холсту.

Стоит отметить, что вышивка всегда была крайне важна в одежде. В орнаментальные мотивы мастерицы вкладывали особенный смысл. Например, геометрические узоры символизировали плодородие, растительные узоры - древо жизни, птицы - любовь, тепло, свет.

В начале XX века, когда рубахи уже стали массово шиться на фабриках, их выпускали без вышивки, но при этом ярких цветов - красные, малиновые, бордовые. Несмотря на то что сегодня традиционные русские костюмы мужчины и женщины сменили на платья, джинсы, зауженные брюки и другую модную одежду, интерес к народной одежде неизменно растет.

В Сухом Логу и взрослые, и дети с удовольствием наряжаются во время фольклорных праздников и массовых народных фестивалей в традиционные костюмы, пошитые руками местных мастеров по старым образцам. Более того, в 2014 году на международной туристической выставке «Большой Урал» посол Бразилии в России Жозе Антонио Валлим Геррейро настолько проникся сухоложскими костюмами, что купил несколько вещей для своих родственников.

Свердловское региональное общественное движение «Центр традиционной народной культуры городского округа «Сухой Лог» ставит своей целью восстановление и сохранение лучших культурно-исторических, фольклорных и обрядовых традиций населения Среднего Урала .

Свердловская область, Сухой Лог, ул. Победы 13, [email protected]

Загрузка...
Top