Увольнение работника за совершение аморального проступка. Увольнение в связи с совершением работником аморального проступка

В.В. Подгруша, судья Конституционного Суда Республики Беларусь, заслуженный юрист Республики Беларусь

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, основанием для расторжения трудового договора с работником по инициативе нанимателя может выступать совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Именно такое основание приведено законодателем в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников в п. 3 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Таким образом, увольнение работника по данному основанию может иметь место только в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением осуществляемой им работы.

Прежде всего нуждается в пояснении понятие «аморальный проступок».

Общепринятым является суждение, что аморальным признается проступок, не соответствующий требованиям морали.

В Толковом словаре русского языка читаем следующее: аморальный - противоречащий морали, безнравственный.

В качестве основания для увольнения по п. 3 ст. 47 ТК может выступить не всякий аморальный проступок, а лишь несовместимый с продолжением данной работы, т.е. работы, содержанием которой является воспитание как основное содержание выполняемых работником трудовых функций.

Таким образом, следуя позиции, занятой учеными­трудовиками и судебной практикой, по смыслу п. 3 ст. 47 ТК основанием увольнения является проступок, который характеризуется в совокупности следующими признаками:

  • нарушает нормы морали, соблюдение которых является трудовой обязанностью работника;
  • несовместим с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций;
  • является виновным.

В судебной практике советского периода к таким проступкам учителей (как наиболее значительной категории работников, выполняющих воспитательные функции) относились участие в церковном хоре, соблюдение религиозных обрядов, посещение церкви, рождение ребенка матерью, не состоящей в зарегистрированном браке, изготовление, хранение и сбыт самогона.

В настоящее время совершение лицами, выполняющими воспитательные функции, подобных «проступков» под действие п. 3 ст. 47 ТК не по­дпадает.

Отсюда следует не менее важный вопрос: кто может быть уволен по п. 3 ст. 47 ТК? В Трудовом кодексе приведены лишь косвенные признаки, относящиеся к субъекту, через указание на осуществляемые им трудовые функции. Законодательный пробел в этой части восполнен разъяснением, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда от 25 сентября 2003 г. № 11 (далее - постановление № 2). В соответствии с п. 43 постановления № 2 увольнение по п. 3 ст. 47 ТК допустимо в отношении только тех работников, в трудовую функцию которых воспитательная входит в качестве основной, в частности, учителя, преподаватели учебных заведений, мастера производственного обучения, воспитатели детских учреждений.

Перечень работников, приведенный в п. 43 постановления № 2, не является исчерпывающим.

Этот перечень, дополняемый судебной практикой, должен соответствовать критерию, вытекающему из нормы закона, суть которого заключается в содержании трудовой функции работника, а не в содержательной направленности деятельности организации в целом.

В силу предписаний п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК трудовой функцией признается соглашение о работе по одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией.

Поэтому не являются специальными субъектами увольнения по п. 3 ст. 47 ТК лица, хотя и работающие в учебно-­воспитательных и подобных им организациях, но выполняющие технические или иные функции, не связанные с воспитанием (коменданты, секретари, бухгалтеры, завхозы и др.).

Пример 1

Д., работая ночным сторожем в С-­ской средней школе К­-ского района, совершила кражу венков с кладбища. Отделом образования К­-ского района она была уволена по п. 3 ст. 47 ТК за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Суд признал увольнение незаконным, поскольку истица не являлась работником, выполняющим воспитательные функции, и восстановил Д. на работе.

На практике и в литературе одно время широко дискутировался вопрос о возможности увольнения по п. 3 ст. 47 ТК руководителей организаций, руководителей структурных подразделений, выполняющих воспитательные функции. Ответ фактически содержится в п. 43 постановления № 2. Поскольку воспитательная функция для руководителя не является основной, то он не может относиться к специальным субъектам, подпадающим под действие п. 3 ст. 47 ТК.

Между тем на практике на волне перевода руководителей на контрактную форму найма встречались случаи заключения контрактов, в которых содержалось указание на возможность прекращения трудового договора с руководителем по указанному выше основанию.

По большому счету, включение в контракт дополнительных оснований прекращения трудового договора возможно.

В п. 11 постановления № 2 разъясняется, что действие контракта до истечения его срока может быть прекращено по основаниям, установленным Трудовым кодексом, другими законодательными актами или контрактом. Несмотря на расплывчатость приведенного разъяснения, оно уточнено через указание, что основания прекращения трудового договора, предусмотренные контрактом, должны соответствовать законодательным актам. В таком случае на помощь следует призвать ту же ст. 47 ТК, которая предусматривает возможность увольнения руководителей по п. 1 в связи с утратой доверия. Не лишним будет и обращение к п. 1 ст. 23 ТК, согласно которому признается недействительным условие трудового договора, ухудшающее положение работника по сравнению с законодательством. Более того, из ч. 4 ст. 7 ТК следует принцип приоритетности норм законодательства о труде равной юридической силы, содержащих более льготные условия для работников.

Поэтому можно согласиться с суждением О.С. Курылевой о том, что условие контракта, в котором для руководителя предусмотрено основание увольнения по п. 3 ст. 47 ТК, является недействительным как ухудшающее положение работника. Очевидно, что увольнение по такому основанию, примененное в отношении руководителя, должно признаваться незаконным.

Таким образом, определяющим при решении вопроса о том, подпадает ли работник под действие п. 3 ст. 47 ТК, является установление содержательной направленности его трудовой функции - это должна быть профессиональная воспитательная деятельность.

В п. 43 постановления № 2 разъясняется, что увольнение по п. 3 ст. 47 ТК допустимо в отношении работников, совершивших аморальный проступок, несовместимый с продолжением воспитательной деятельности, совершенный как в связи, так и не в связи с ее осуществлением .

Противники такого расширительного толкования нормы закона утверждают, что вследствие распространения действия нормы п. 3 ст. 47 ТК на поведение работника, выполняющего воспитательные функции вне его трудовой деятельности и не в связи с таковой, необоснованно создается правовая основа для вмешательства в частную жизнь работников сферы образования и иных работников, выполняющих воспитательные функции. При этом в основе такого вывода, как утверждает К.Л. Томашевский, лежит не оправдание аморального поведения указанных лиц в быту или иных непедагогических сферах (за это они могут привлекаться к иной, например административной, ответственности), а несвязанность этого поведения с их трудовой деятельностью и трудовыми отношениями. По мнению К.Л. Томашевского, буквальное следование данному разъяснению может приводить к таким абсурдным ситуациям, когда, например, преподавателя, прошедшего в нерабочее время по улице в не совсем трезвом состоянии и встретившего по пути своего студента, формально можно будет уволить по п. 3 ст. 47 ТК, поэтому данное разъяснение необходимо вообще исключить из постановления № 2.

Изложенная выше позиция требует фактически изменения сложившейся правоприменительной практики, которая в настоящее время ориентирована на то, чтобы считать поводом для увольнения аморальный проступок, не совместимый с продолжением воспитательной работы, совершенный не только на работе, но и в быту. С учетом конкретных обстоятельств возможно увольнение по п. 3 ст. 47 ТК в связи с осуждением за совершение преступления к наказанию, не исключающему продолжение работы, за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, за вовлечение несовершеннолетних в пьянство; за физическое воздействие на учащихся, пьянство и т.п.

Пример 2

Суд Г-­кого района М-­ской области решением от 15 июня 2000 г. отказал в иске о восстановлении на работе учительнице Ш-­ской средней школы, уволенной по п. 3 ст. 47 ТК в связи с осуждением за избиение из ревности П. в ее доме.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (65), июнь 2006 г. Воспроизведение возможно только с

Соблюдение норм общественного поведения – неписаное правило при любом трудоустройстве. Теоретически, обычный сотрудник может их и не придерживаться, если негативное суждение окружающих не доставляет ему дискомфорта и не мешает в работе. В связи с этим законодатели сделали уточнение для некоторых категорий специалистов, чье неприличное поведение может спровоцировать увольнение за аморальный поступок на законных основаниях.

Кого могут уволить за совершение аморального поступка?

Сфера применения п. 8 ст. 81 ТК РФ очерчена в тексте самого пункта кодекса. В ней говориться, что «выгнать за аморалку» могут исключительно работников образовательных или воспитательных учреждений любой формы собственности. Больше конкретики, относительно практического применения данной нормы можно найти в законе об образовании в РФ 273-ФЗ. В ст. 23 указанного нормативного акта перечислены типы учреждений, педагогические работники которых должны с особым вниманием относиться к собственным поступкам:

  • дошкольные организации;
  • общеобразовательные;
  • организации профобучения;
  • ВУЗы;
  • учреждения дополнительного образования.

Существует заблуждение, что указать на дверь в связи с потерей репутации могут только учителям или воспитателям, поскольку они воздействуют на неокрепшие детские умы. Это далеко не так, возраст воспитуемых не играет роли, и в этом смысле преподаватели ВУЗов, психологи, спортивные тренеры, руководители кружков и мастера-наставники в такой же степени ответственны за нравственную сторону образовательной своей деятельности.

Примечательно, что законного преследования за непристойные действия могут опасаться только те специалисты, обязанности которых связаны с воспитательной функцией. Если в штате образовательной организации есть представители, чьи должностные инструкции не содержат таких обязанностей, то проступок, нарушающий общественную мораль, может повлечь замечание начальства, но до увольнения дело не дойдет.

Кроме того будет не лишним ознакомиться с законом о занятости населения .

Какой поступок и поведение считаются «аморальными»?

Если с кругом лиц, подпадающих под действие п. 8 ст. 81 ТК РФ, определиться довольно легко, то составить исключительный список неприличных поступков практически невозможно. Часть аморальных деяний квалифицируются как уголовные или административные правонарушения. Если работник образования совершил какой-либо из них, то его суть и обстоятельства будут отражены в протоколе или приговоре суда. К ним добавляются бытовые ситуации или поведение на рабочем месте:

  • грубое нарушение правил поведения в обществе (пьянство, развратные действия, публичные проявления тяжелой формы пагубной зависимости и тому подобное);
  • применение необоснованного физического насилия или психического давления на воспитуемых;
  • вовлечение учеников в сомнительные мероприятия;
  • прочие уголовно или административно наказуемые действия в отношении учащихся или в их присутствии.

Но даже в этом случае нельзя слепо следовать полученной бумаге и надеяться на то, что она защитит от разбирательств в обстоятельствах трудового спора. Трудовой кодекс позволяет уволить только тогда, когда поступок педагога не может быть совместим с продолжением его воспитательной работы. Другими словами, недопустимо увольнение за совершение аморального проступка, если человек нарушил правила пересечения улицы, превысил скорость либо нарушал тишину в ночное время.

А вот поведение учителя, связанное с применением силы в отношении его подопечных, оскорбительные высказывания, вызывающее поведение, являющие собой отрицательный пример для воспитуемых, вполне могут быть предметом рассмотрения комиссии по морально-этическим вопросам. Менее значимые проступки также могут быть поводом усомниться в пригодности работника образования, если предполагается их постоянное проявление и отсутствие стремления к исправлению ситуации.

Уволить за аморальные действия можно лишь в случае, когда это несовместимо с воспитательной работой, п. 8 ст. 81 ТК РФ.

Имеет ли значение место, где был совершен?

Увольнение педагога на основании аморального поведения или утраты доверия относится к отдельным нормам. И в том, и в другом случае не имеет значение место совершения осуждаемых действий. В зависимости от того, произошло ли это в рабочее время и в пределах образовательного учреждения или вне его, может поменяться только порядок рассмотрения дела и сроки.

Особенности и порядок увольнения

Поскольку понятие морали может трактоваться по-разному даже в пределах небольшой группы одинаково воспитанных людей, самовольно решать трудовую судьбу кого-либо из сотрудников руководству не стоит. Вот почему увольнение за аморальное поведение учителя или воспитателя потребует дополнительных мероприятий для придания процедуре законности. Чаще всего подобные выводы должны быть подтверждены коллегиальным мнением таких же педагогов.

Засвидетельствование факта проступка

Если произошедшее не попадает под юрисдикцию полиции, то заботы по фиксации и сбору подтверждений лягут на руководство заведения. В современном учебном заведении получить материалы и основания начать расследование не составляет труда:

  • докладная от коллеги или непосредственного руководителя;
  • жалоба заинтересованного лица (родителей, опекунов, самих учащихся);
  • данные видеонаблюдения;
  • ролик, снятый на мобильное устройство одного из участников или свидетелей событий.

Причем, даже если письменное обращение отсутствует, но директору стало доподлинно известно о произошедшем, расследование можно начать по инициативе руководителя. Толчком могут стать даже материалы, изначально попавшие в сеть Интернет, если они позволяют идентифицировать всех участников или хотя бы подтвердить личность педработника.

Оформление факта совершения аморального проступка

Как только сигнал о ЧП дошел до начальства, нужно закрепить все детали в виде акта, приложив к нему докладные, объяснительные и письменные свидетельские показания от очевидцев не из числа коллектива. Для подробного и объективного рассмотрения обстоятельств нужно также изъять или скопировать видео- и аудио- файлы, если они могут помочь установить истинные мотивы и степень виновности сотрудника.

Создание комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка

Выводы об аморальности поведения одного из работников, сделанные единолично одним из уполномоченных должностных лиц, сразу вызовут сомнения в их объективности. Чтобы избежать искажения фактов, в учебном заведении создаются специализированные комиссии, призванные оценить тяжесть провинности и меру ее воздействия на дальнейшую воспитательную работу.

Состав комиссии должен быть утвержден приказом. Причем в ее составе должны быть только те, кого нельзя упрекнуть в систематических нарушений в сфере этики. Принципы формирования комиссии поименно зависят от того, что написано во внутреннем локальном акте (назначение членов по решению руководителя или выборы внутри коллектива). В особенно сложных случаях допустимо привлекать в состав комиссии сторонних лиц в качестве экспертов (психологов, юристов, технических специалистов и прочее).

Обстоятельства поступка и его последствия рассматриваются коллегиально.

Оформление решения комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка

Главная задача комиссии состоит не в том, чтобы рассмотреть доказательства и установить факт нарушения дисциплины и морали. Первоочередное задание коллегии – обосновать ответ на сомнения работодателя в том, можно ли уволить за аморальное поведение воспитателя в конкретной ситуации.

Как будут проходить заседания этого «судейского» органа в законодательстве не прописано. Но логичным представляется, что по итогам совещания будет составлен акт о проведенном рассмотрении, а к нему приложены все подтверждающие документы. Обязательной частью акта или протокола заседания комиссии должен стать недвусмысленный вывод о возможности дальнейшей работы с учениками.

Получение объяснений от работника, совершившего аморальный проступок

Принятие объективного решения невозможно без учета мнения и обстоятельств другой стороны. В случае, если все произошло на территории образовательной организации, у директора возникает необходимость обязательного рассмотрения объяснений работника, ст. 193 ТК. Из этого логически вытекает вывод, что достаточно письменно предложить написать объяснительную, под роспись ознакомить с ней провинившегося, а затем подождать не менее двух суток до утверждения результатов служебной проверки.

Если по истечении пары дней объяснение не предоставлено, у работодателя есть все основания принимать любые решения без учета деталей, известных увольняемому сотруднику.

Совершения непристойных действий за пределами работы или в быту освобождает от обязанности дожидаться объяснительной. Однако судебная практика говорит о том, что ее нужно требовать в любом случае, чтобы результаты рассмотрения в комиссии по трудовым спорам или в суде не стали для работодателя сюрпризом.

Сроки увольнения

Право исключить воспитателя с «подмоченной» репутацией из состава педагогического коллектива от места на карте не зависит. Разница есть только для определения процедуры и сроков проведения увольнения:

Место происшествия Порядок проведения процедуры Сроки проведения увольнения
Проступок произошел в рабочее время в пределах образовательного учреждения либо на глазах у учеников. В порядке наложения дисциплинарного взыскания, ст. 193 ТК РФ. В течение месяца со дня обнаружения, но не позднее 6 месяцев после его совершения.
Все случилось после работы или в быту. Придерживаться ст. 193 ТК РФ нет оснований, поскольку увольнение не будет квалифицировано как дисциплинарное наказание, а станет расторжением договора по отдельным основаниям. Расчет по инициативе дирекции следует реализовать не позднее года от даты обнаружения проступка или предоставления достоверной информации о его совершении, п. 47 Постановления Пленума ВС РФ № 2.
Проступок произошел в рабочее время либо в пределах образовательного учреждения либо за ними, но выполнению воспитательных функций это не помешало. При наличии признаков дисциплинарного нарушения, к сотруднику можно применить соответствующее наказание, ст. 193 ТК РФ. Оснований для увольнения в соответствии с п. 8 ст. 81 ТК РФ уже нет. Прекращение трудовых отношений возможно лишь только, если у работника уже есть непогашенные взыскания.

Отстранение от работы педагога, совершившего аморальный проступок, возможно лишь при совершении уголовного преступления, ст. 76 ТК РФ.

Какие положены выплаты?

Степень неэтичности проступка или личное мнение руководства относительно провинившейся персоны не может изменить перечня гарантированных при увольнении выплат. К ним ТК РФ относит:

  • зарплату;
  • компенсацию за неотгуленный оплачиваемый отпуск (как очередной, так и дополнительный);
  • суммы всех существующих на день расчета согласованных и неоспариваемых задолженностей;
  • прочие выплаты, указанные в колдоговоре или индивидуальном контракте, если они уместны в данном конкретном случае.

Нужно заметить, что нормы внутренних нормативных актов (положений, приказов, коллективного договора и прочее) в судебной практике трактуются в пользу работника. Это означает, что в случае отсутствия в них прямого запрета на выплату выходного пособия тому, кто уходит по дискредитирующим обстоятельствам, деньги должны быть выданы в установленном размере в день ознакомления с приказом.

Есть ли отработка?

В Трудовом кодексе вообще отсутствует понятие отработки, есть только упоминание о сроке предупреждения работодателя об уходе. Предполагать, что начальство будет удерживать сотрудника, скомпрометировавшего себя в глазах коллег и учеников, слишком оптимистично.

Другое дело, если стороны договорились о неразглашении обстоятельств расследования, а работник пишет заявление на добровольный расчет. Но и в таком случае задерживать педагога, в отношении которого есть данные о порочности поведения, директору и в голову не придет.

Запись в трудовой книжке

Трудовую книжку работнику нужно выдать в день фактического расчета либо, при наличии письменного согласия, переслать ему ее по почте. На страницах документа должна быть запись о причине увольнения, указание на п. 8 ст. 81 ТК, а также ссылка на приказ по предприятию.

Если сторонам все же удалось достичь соглашения об уходе без скандала и огласки, то указывается п. 1 ст. 77 ТК РФ ().

Увольнение за аморальный поступок, как любой вид расчета по инициативе работодателя, требует доказательства вины. Закон возлагает эту обязанность на руководство, руководствуясь презумпцией невиновности в отношении работника, пока нет аргументов в пользу обратного. Поэтому директору образовательного учреждения нужно особенно внимательно подходить не только к сбору подтверждающих материалов, но и обоснованию пагубного влияния произошедшего на воспитание учащихся.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении дел, связанных с трудовыми спорами. Защита в суде, подготовка претензий и других нормативных документов в регулирующие органы.

Педагоги - отдельная категория работников. Их труд в дополнение к общеобязательным нормам и правилам регулируется целым рядом нормативных актов - постановлениями Правительства РФ, приказами Минобрнауки и пр. И кроме общих оснований увольнения, к педагогическим работникам могут применяться специальные. Как правило, такие увольнения достаточно конфликтные, поэтому работодателю необходимо четко и безошибочно соблюдать процедуру увольнения по выбранному основанию. Расскажем о нюансах расторжения трудового договора с работниками образовательных организаций по отдельным основаниям.

Среди специальных оснований увольнения педагогических работников можно выделить:

  • п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы);
  • п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности);
  • п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ
Рассмотрим их подробнее.

Увольнение за аморальный поступок

Первым делом четко определим, какой проступок можно считать аморальным и любого ли работника образовательной организации можно уволить по данному основанию.

Трудовой кодекс не дает определения аморального проступка, работодатель самостоятельно определяет, является ли тот или иной проступок таковым, на основе собственных понятий о морали. Однако в любом случае аморальными будут признаны:

  • распитие спиртных напитков;
  • драки;
  • оскорбления и нецензурные выражения;
  • развратные или иные действия, негативно влияющие на окружающих.
Например, МОУ СОШ уволило двух учителей по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за конфликт на почве неприязни друг к другу. Считая, что конфликт не является аморальным проступком, одна из учительниц обратилась в суд с требованием о восстановлении. Однако суд, рассматривая дело, установил, что в ходе конфликта учителя неоднократно допускали словесные оскорбления на переменах, временами перерастающие в потасовки. Все это происходило на глазах учеников, следовательно, совершались аморальные поступки. Поэтому было отказано в удовлетворении требований (Апелляционное определение Московского областного суда от 03.04.2012 по делу № 33‑6057/2012 ).

Отметим, что понуждение ко лжи воспитанников также может быть расценено как аморальный проступок и в такой ситуации увольнение работника образовательной организации, выполняющего воспитательные функции, будет законно (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2014 по делу № 33‑22169 ).

Таким образом, аморальным проступком может считаться любое нарушение моральных устоев и принятых в обществе норм поведения.

Но в дополнение к определению аморальности совершенного поступка работодателю следует четко понимать, что уволить за таковой можно не любого работника. Так, Пленум ВС РФ в Постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывал, что за совершение аморального поступка уволить можно только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок - по месту работы или в быту (п. 46 ).

Конечно же, воспитательную функцию, кроме учителей и преподавателей, осуществляют и тренеры спортивных секций, руководители творческих кружков, секций и студий, а также сотрудники, которые занимаются воспитательной работой помимо своих должностных обязанностей, например заместители по воспитательной работе. Так, Алтайским краевым судом отказано в восстановлении на работе директору МКОУ СОШ. Директор полагал, что он не относится к работникам, выполняющим воспитательные функции, так как он осуществляет руководство и не ведет уроки. Однако суд указал, что тот факт, что истец не ведет уроки, то есть не является непосредственным участником образовательного процесса, не свидетельствует о неисполнении им воспитательных функций. Директор школы непосредственно контактирует с учениками, применяет меры воспитательного характера, следовательно, он выполняет воспитательные функции (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 27.08.2014 по делу № 33‑6014/14 ).

Итак, кого можно уволить за совершение аморального поступка и что считать таковым, мы разобрались. Теперь о том, как осуществить само увольнение. Помните, что увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет законным, если имеют место одновременно три обстоятельства:

  • выполнение работником воспитательных функций;
  • совершение им аморального проступка;
  • несовместимость совершенного проступка с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций.
Обратите внимание

Если аморальный поступок совершен по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей, то такой работник может быть уволен при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст. 192 , 193 ТК РФ . Если же аморальный проступок совершен вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей, трудовой договор по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ также может быть расторгнут, но не позднее года со дня обнаружения проступка (п. 47 Постановления № 2 ).

Процедура расторжения трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следующая:

Возникновение ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности

Законом № 387‑ФЗ в Трудовой кодекс была введена новая ст. 351.1 , устанавливающая ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления. Кроме этого, была скорректирована ст. 331 ТК РФ . Согласно данным нормам к педагогической деятельности не допускаются лица:
  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Таким образом, как только руководство образовательной организации узнает о наличии установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, - по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ .

При увольнении по данному основанию следует учитывать, что увольнение по данному основанию может быть произведено только после получения официальной справки из МВД.

К сведению

Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования утвержден Приказом МВД РФ от 07.11.2011 № 1121 .

Не стоит думать, что если педагог был осужден за преступления, названные в ст. 331 ТК РФ , до вступления в силу Закона № 387‑ФЗ , то и увольнять сотрудника не нужно. Как подтверждает судебная практика - неважно, когда был осужден педагог, важен сам факт. Так, П., считая, что уволен из МБОУ «ДЮСШ» незаконно, обратился в суд. Требования обосновывал тем, что ограничения, предусмотренные ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ для осуществления педагогической деятельности, в данном случае не подлежат применению, поскольку он был принят на работу до внесения указанных ограничений в трудовое законодательство.

Между тем суд установил, что в 2005 году П. был осужден по ч. 1 ст. 111 УК РФ и судимость погашена. С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 18.07.2013 № 19‑П ,суд отметил, что положения названных статей Трудового кодекса пре-дусматривают бессрочный и безусловный запрет на занятие профессиональной деятельностью в указанных в этих положениях сферах для лиц, которые имеют судимость либо судимость которых снята или погашена, признанных виновными. Поэтому увольнение признано законным и обоснованным (Апелляционное определение ВС Республики Мордовия от 22.07.2014 по делу № 33‑1253/2014 ).

Кроме этого, некоторые руководители образовательных организаций «по старинке» полагают, что данное основание увольнения применимо лишь к тем работникам, которые непосредственно осуществляют педагогическую деятельность или деятельность по воспитанию. То есть дворник, сторож, завхоз не могут быть уволены по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ . Однако действующая редакция ТК РФ сформулирована таким образом, что ограничение установлено не в отношении конкретной трудовой функции, а в отношении сферы деятельности. Это значит, что по данному основанию можно уволить и сторожа, и уборщицу, и иных работников, непосредственно не занимающихся педагогической или воспитательной работой, то есть ограничение распространяется на весь персонал образовательных организаций, в том числе технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах (апелляционные определения Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24.07.2014 по делу №  11‑7669/2014 , Курганского областного суда от 13.06.2013 по делу № 33‑1596/2013 , Красноярского краевого суда от 20.08.2012 по делу № 33‑6847/2012 и пр.).

Однако просто уволить педагога не получится. Как и при увольнении за совершение аморального проступка, необходимо соблюсти определенную процедуру. В частности, прекращение трудового договора по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это пре-дусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Применение методов воспитания, связанных с насилием над личностью

Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. Поэтому Трудовым кодексом предусмотрено еще одно основание для увольнения педагогических работников - п. 2 ч. 1 ст. 336 (применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника).

Какие методы воспитания считать физическим или психическим насилием? Полагаем, что к первым можно отнести побои и любые другие действия, причиняющие боль, принудительное лишение свободы, пищи, питья и т. д. Ко вторым - угрозы, преднамеренная изоляция, оскорбления и унижение достоинства, предъявление чрезмерных требований, систематическая и необоснованная критика, демонстративное негативное отношение к обучающемуся и пр.

Здесь работодателю придется провести расследование, в ходе которого установить, какого рода насилие было применено к обу-чающимся или воспитанникам и было ли оно вообще. Кроме этого, необходимо запастись доказательствами - заявлениями родителей, свидетельскими показаниями - и провести служебное расследование. Если этого не сделать, восстановления педагога-тирана не избежать. Например, Волгоградский областной суд восстановил на работе в ГБОУ «ПУ» Д., уволенную за «моральное оскорбление»: на уроке она ударила ученика А. указкой по ноге, ученика Б. ударила по лицу, а в адрес П. она выразилась грубой нецензурной бранью. Приказ об увольнении был издан на основании объяснительных записок обучающихся, заявлений, претензий родителей. Объяснения с Д. были затребованы. Однако суд удовлетворил требования Д. и восстановил ее на работе, так как ГБОУ «ПУ» не провело служебного расследования, поэтому установить конкретные факты применения Д. физического и психологического насилия к обучающимся суд не смог (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11.04.2014 по делу № 33‑3888/14 ).

Данное основание увольнения не относится к дисциплинарным взысканиям, однако провести внутреннее расследование все же придется.

Приведем пример записи в трудовую книжку об увольнении по рассматриваемому основанию.

записи

Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
число месяц год
1 2 3 4
510 11 11 2014

Трудовой договор прекращен

Приказ от 22.06.2012

в связи с однократным применением

№ 21‑у

методов воспитания, связанных

с физическим насилием над личностью

обучающегося, пункт 2 статьи 336

Трудового кодекса

Российской Федерации.

Секретарь Писакина

Оформление увольнения

По общим правилам увольнение оформляется приказом (ст. 84.1 ТК РФ ). Основанием для издания такого приказа будут при увольнении:
  • по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - служебная записка или акт о фиксации факта аморального поведения педагогического работника, объяснительная провинившегося или акт об отказе дать объяснения, акт служебного расследования;
  • по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - справка из органов МВД о наличии судимости или факта уголовного преследования, возможно, предписание прокурора;
  • по п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ - жалобы родителей и учеников в письменном виде, объяснительная педагогического работника, акт расследования.
С приказом об увольнении работника образовательной организации необходимо ознакомить под роспись. В случае, когда приказ о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или он отказывается ознакомиться с ним под рос-пись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ ).

На основании приказа вносится запись в трудовую книжку и личную карточку.

Затем в последний рабочий день необходимо выдать увольняемому трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ . По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Подведем итог

В заключение напомним, что поскольку увольнение по рассмотренным основаниям довольно часто заканчивается трудовым спором, нужно подготовить все документы, а также запастись достаточным количеством доказательств совершения работником аморального проступка или применения методов воспитания, связанных с насилием над личностью обучающихся. Ведь именно на работодателя Постановлением № 2 возлагается обязанность по доказыванию наличия законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения (п. 23 ).

Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты».

Федеральный закон от 23.12.2010 № 387‑ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации».

О том, что есть морали и нормы поведения знают все. Но что это значит, понятие у всех свое. Скорее всего, это связано с тем, что у каждого свои взгляды на это. Но мы живем в цивилизованном мире, и нас окружает общество, где нужно соблюдать определенные правила, как в поведении, так и в общении. Для того чтобы понимать, как жить и как общаться, необходимо понимать, что такое амораль и как она проявляется.

Что понимается под аморальным поведением

Аморальное поведение представляет собой совокупность различного рода поступков, которые никак не считаются нормальными для общества в целом. Другими словами, аморальность, это наличие у человека разных безнравственных моральных устоев, а также нарушение эстетики и всех правил приличия среди людей. Какой либо отдельной статьи в законе за аморальное поведение не предусмотрено, но часто такие поступки сопровождают хулиганство, а это уже УК РФ.

Чтобы было понятнее, приведем пример такого неподобающего для общества поведения:

  • Наркомания (даже самые начинающие стадии);
  • Токсикомания;
  • Проституция (даже в самых малых ее проявлениях);
  • Разного рода преступления;
  • Алкоголизм, пьянство и так далее.

Вполне достаточно примеров можно привести, но это самые распространенные и самые часто встречаемые.

Основные термины морали и аморли

Перед тем, как обсуждать вопрос разных проступков, стоит выяснить основные правила и нормы поведения, для того, чтобы понимать, что является отклонением.

Социальные нормы представляют собой определенные нормы поведения, которые существуют внутри общества, которые считаются общепризнанными в общества. И специалисты выделяют несколько типов отклонения от этих самых норм:

  1. Позитивные. Это аморальный образ жизни, смысл которого в том, чтобы преодолеть все устаревшие нормы и правила, но только те, которые связанные с социальным обществом. Суть в том, чтобы изменить в лучшую сторону социальную систему;
  2. Негативные. Здесь речь идет о дисфункциональной дезорганизации, которая ведет на полное разрушение общества.

Стоит отметить еще два важных термина, которые помогут полностью разобраться в данной ситуации:

  • Мораль — это специальные правила поведения человека, которые, по сути, считаются правильными и подобающими в самом обществе. Но тут, стоит понимать, что у каждого человека есть свое понятие морали. Каждый сам для себя, приходит к выводу,как правильно вести себя, а как нет. К примеру, для одного алкоголизм — это способ решить проблемы забыть о них, для другой группы людей, пить без повода, просто аморально, и таких людей нужно ликвидировать от общества в целом;
  • Аморальщина представляет собой определенный социальный выбор человека. Бывают случаи, что человек прибегает к аморальному поведению, чтобы достичь той, или иной цели. Другие же личности могут вести себя неподобающим образом только потому, что хотят выделиться и общества. Много причин есть на то, чтобы вести себя неправильно, но в любом случае, для общества это не правильно и не понятно.

Причины аморального поведения

В общем можно выделить следующие причины возникновения такого вот поведения:

  • Часто причиной такого вот неправильного поедания может стать разделение населения на неравные классы, на богатых и бедных. То, что нехватка денег может привести к тому, что человек будет деградировать, логично и так. Личность будет вести себя аморально, при этом начнет употреблять вредные вещества и вести непристойный образ жизни, при всем этом он может и разлагать общество, которое находиться рядом с ним;
  • Факторы морально-эстетичные. Здесь речь идет о низком воспитании человека. Родители могут не заложить в ребенка нужные знания и понимания;
  • То, что окружает человека. Так как мы находимся в обществе, на нас очень сильно влияет то, что в нем происходит. Семья, школа, университет, компания друзей, все это, так или иначе, оставит отпечаток на характере, взглядах и личностных качествах человека. К сожалению, учеными было доказано то, что именно близкое окружение оставляет самый большой отпечаток на формировании человека в целом. Поэтому, если ребенок родился в семье алкаша, больше 85% детей будут вести именно такой же образ жизни, как его родители. Он для него становятся ярким примером, как нужно проводить время и день.

Ученые говорят, что именно молодежь подвергнута аморальному поведению, и на это есть свои причины и логические:

  1. Неустойчивая психика;
  2. Возможны разного рода внутренние переживания и противоречия;
  3. Почти нулевой уровень терпения;
  4. Желание выделиться среди толпы, делая это странными способами;
  5. Состояние в секте, или определенной субкультуре.

Выводы

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что аморальное поведение – это определенный тип поведения, который никак не соответствует общепринятым правилам и нормам. По сути, это отклонение от нормы. Это может быть как желание самого человека, так и психологические расстройства. Бороться с этим самостоятельно сложно. Тут нужна помощь специалиста, который покажет всю глубину проблему.

проступок, не совместимый с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций, может служить основанием, в соответствии с п.3 ст.254 КЗоТ, для прекращения трудового договора(контракта). По такому основанию могут быть уволены учителя, преподаватели учебных заведений, мастера производственного обучения, воспитатели детских учреждений. Как аморальный проступок работника, выполняющего воспитательные функции, может быть расценено появление его в нетрезвом состоянии в общественных местах, вовлечение несовершеннолетних в пьянство, неправомерное поведение в быту и т.д. Прекращение трудового договора(контракта) по рассматриваемому основанию не является мерой дисциплинарного взыскания, применение которой обусловлено сроками, установленными законом. Однако при решении вопроса об основаниях такого увольнения следует учитывать время, истекшее с момента совершения соответствующего проступка, последующее поведение работника и другие обстоятельства (п.43 пост. Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г.).

Загрузка...
Top