Что можно почитать детям 5 6 лет. Как привить детям любовь к спорту и здоровому образу жизни

Топ-50 лучших книг для детей

Нашла очень интересный список детских книг. Он для разных возрастов, поэтому кому нужно читайте, а кому еще рано - берите на заметку. Я многие в детстве перечитала и многие книги дома есть. Но думаю к этому еще можно добавить что-то. Пишите какие книги вы любили в детстве и какие читаете своим детскам или они сами уже читают.

1. Ю. Волков - Волшебник Изумрудного города (6 книг)

2. Пушкин - Сказки

3. Т. Янсоон – Мумми-троль и шляпа волшебника, Мумми-троль и комета,Волшебная зима, Опасный канун

4. А.Милн – Винни Пух и все, все, все

5. В.Бианки – Как муравьишка домой спешил, Чей нос лучше, Синичкин календарь (Сборник рассказы о животных, рассказы о природе)

6. А.Барто – Сборник стихов

7. Л.Воронкова – Солнечный денек

8. А.Линдгрен –Пеппи Длинный чулок, Малыш и карлсон, Ронни дочь разбойника, Мио мой мио, а вообще советую собрание сочинений купить не пожалеете.

9. Дж. Родари – Голубая стрела

10. Паметта Трэверс – Мэрри Попинс

11. Экзюпери – Маленький принц

12. Аксаков – Аленький цветочек

14. Чуковский – Стихи для детей

15. Ян Ларри – Необыкновенные приключения Карика и Вали

16. Ершов - Конек Горбунок

17. Носов – Незнайка и его друзья, Незнайка в солнечном городе, Незнайка на Луне

18. С. Томпсон – Рассказы о животных

19. В.Гауф – Сказки (Калиф аист, Холодное сердце, Маленький мук, Человек в роли обезьяны, Крлик нос, Рассказ о гульдене с оленем, Мнимый принц и т.д.

20. Бажов – Серебряное копытце и другие сказки

21. К.Булычев – Тайна третьей планеты, день рождения Алисы

22. Гайдар – Тимур и его команда, Чук и Гек, Голубая чашка

23. Ш. Перро – Сказки

24. М. Твен – Том Сойер

25. Ч.Дикенс – Приключения Оливера Твиста

26. Киплинг – Маугли

27. В.Сутеев – Сказки (Чудные для малышей просто супер)

28. Стивенсон – Остров сокровищ

29. Пришвин – Кладовая солнца

30. Куприн –Белый пудель и др. рассказы

31. Василенко – Волшебная шкатулка

32. Троепольский – Белый Бим черное ухо

33. Катаев – Белеет парус одинокий

34. Д.Крюс - Тим Таллер или проданный смех

35. Толстой – Золотой ключик или приключении Буратино

36. Маршак – Стихи

37. Чуковский - Доктор Айболит

38. Драгунский – Денискины рассказы

39. С.Прокофьева- Приключения желтого чемоданчика

40. Мамин-Сибиряк – Аленушкины сказки

41. Островский – Снегурочка

42. Свифт – Гулливер в стране лилипутов, великанов

43. О.Уайльд – Мальчик звезда

44. Олеша – Три толстяка

45. Горький – Детство

46. Дж. Даррел – Три билета до Эдвенчер (и много много других)

47. Фадеева, Смирнов – Приключения Петрушки



48. Роулинг – Гарри Поттер

49. Басни Крылова

50. Губарев - Королевство кривых зеркал

Список хороших книг для детей 7-8 лет

Здравствуйте! Как и обещала, пишу список книг для самых младших школьников. Знаете, я тут погуглила ради интереса и нашла в интернете немало объединенных списков. Например: список книг для дошкольников и младших школьников. Или другой: для детей 7-12 лет. Ну как это можно объединять??? В 7 увлекает одно, а в 12 ну совершенно другое;) Да я и по собственному ребенку это вижу. То, что не шло в прошлом году-в этом идет на ура. Каждая книга должна прийти в свое время;) А перечитывать понравившееся можно до бесконечности, главное-вовремя начать;) Короче, я противник такого объединения, мне даже мысль закрадывается, что просто люди (или организации) не могут набрать достаточного количества книг на тот или иной возраст, вот и пишут все подряд... Не, я так не буду;)
Со списком для детей 7-8 лет мне значительно легче, чем спредыдущим, т.к. дочка только что закончила второй класс;)) Ну и подборка книг соответствующая, как только ребенок пошел в школу-любимыми книжками сразу стали книги о школьной жизни, желательно всякие веселые истории. Но, разумеется, только книжками о школе мы не ограничиваемся. Итак, по нашему с дочкой мнению , список хороших детских книг для 7-8 лет

1)Пеппи Длинныйчулок. А.Линдгрен. Должно быть 3 книжки;) У нас такая серия.

2) Мы все из Бюллербю. А.Линдгрен

3)Зоки и бада. Школа зоков и Бады. Ирина и Леонид Тюхтяевы

4) Муми-Тролли. Туве Янсон.



5) Ветер в ивах. К.Грэм

6)Жизнь и страдания Ивана Семенова второклассника и второгодника. Лелишна из третьего подъезда. Лев Давыдычев. (Сама обожаю с детства эти книжки!!!)

7)Денискины рассказы. В.Драгунский. Изданий множество-приводить какое-то конкретно смысла нет;)

8) Витя Малеев в школе и дома. Приключения Толи Клюквина. Живая шляпа и прочие рассказы. Н.Носов. Изданий миллион, мне нравятся с иллюстрациями Виктора Чижикова;)

9) Баранкин, будь человеком! В.Медведев

10) О чем думает моя голова. И.Пивоварова

11) Карусель в голове. Мой добрый папа. В.Голявкин

12) Шел по городу волшебник. Ю.Томин

13) Как меня спасали. Ю.Сотник

14)Как папа был маленьким. А.Раскин.

15) Необыкновенные приключения Карика и Вали. Ян Лари.

16) Королевство кривых зеркал. В.Губарев

17)Три толстяка. Ю.Олеша

18)Питер Пэн. Джеймс Барри

19) Леди Дейзи. Дик Кинг-Смит.

20) Маленькая принцесса. Приключения Сары Кру. Ф.Бернетт

21)Синяя птица. М.Метерлинк

22)Плюшевый заяц или как игрушки становятся настоящими.М.Уильямс

23)Книги Кейт ДиКамилло: Удивительное путешествие кролика Эдварда. Спасибо Уинн-Дикси. Как слониха упала с неба.

24) Маленький принц. А.Экзюпери.
25) Маугли. Рикки-Тикки-Тави. Р.Киплинг.

26)Приключения Гулливера (детский вариант).Дж.Свифт

27)Приключения барона Мюнхаузена. Р.Э.Распе (всегда считала, что правильно МюнхГаузен)

29)Мэри Поппинс. П.Треверс
30)Приключения желтого чемоданчика. Лоскутик и облако. И другие рассказы и сказки. С.Прокофьева

31) Сказы. Павел Бажов

32) Черная курица или подземные жители. А.Погорельский

33)Сказка о потерянном времени. Первоклассница. Е.Шварц
34)Девочка с земли. Рассказы об Алисе. Кир Булычев

35)Чук и Гек. Тимур и его команда. Голубая чашка. А.Гайдар. Сейчас переиздается шедеврально! (но недешево;)))

36) Приключения Гугуцэ. С.Вангели.

37) Книжки о природе Виталия Бианки, К.Паустовского, Е.Чарушина и др.
38) В стране невыученных уроков. Лия Гераскина.

39) Счастливо, Ивушкин! И.Токмакова

40)Леля и Минька. Рассказы. М.Зощенко Мне почему-то не нравились, но дочка читает с удовольствием

41) Записки куклы Варвара Андреевская

42) В этом возрасте уже можно начинать читать Гарри Поттера. Там до какой-то книги вполне по-детски;))))

44)"Элишка и папа Краль" Гана Доскочилова. Ни в каких магазинах такую не вижу, наверное, не переиздавали.

45) Три банана, или Петр на сказочной планете. Зденек Карел Слабый. Книжка дорога как воспоминание о славном мультике из детства;)

46)Пятеро в звездолете. А.Мошковский. Тоже еще моя книжка.

47)Незнайка в Солнечном городе. Н.Носов

48)Малуся и рогопед. А.Усачев

49) Фея по фамилии Дура. Самое важное желание. Е.Касьян

50)Асино лето. Т.Михеева (уже минимум три раза перечитано;)

51)Горе-волшебник. Звездный час профессора Минорки. Пал Бекеш


52)Воин Рэдволла и другие книги. Джейкс Брайан

53) Книжки Григория Остера. На самом деле, я от них не в восторге, но детям нравится;)
54) Английские розы.Английские розы: любовь и дружба. Мадонна. То же самое- книженции простые, но девочкам этого возраста ну очень нравятся! К сожалению, тиражи быстро разошлись, надо искать;)

55) Всё о малыше Николя. Госинни Сампе.

56) Кукла. Г.Черкашин

57) Старик Хоттабыч. Л.Лагин

58) Марка страны Гонделупы. С.Могилевская. Очень любима с детства.

59) Для вас, девочки! С.Могилевская. Строго говоря, не 100% художественная, но очень интересная книга по домоводству для девочек. У многих осталась руководством на всю жизнь;)))

60) Академия домашних волшебников. Чудеса в решете или Калинкина школа для первоклассников. С.Сахарова. То же самое, что предыдущая книга. Сама до сих пор перечитываю;)

61) Лев, колдунья и платяной шкаф./Эпопея Хроники Нарнии/ Клайв С. Льюис

62)Дождь. Л.Дунаева

63) Интересная, на мой взгляд, серия книг про Большую маленькую девочку Марии Бершадской. Для моей дочки уже чуть-чуть поздновато, да и проглотила бы всю серию за вечер;) Но книжки очень милые, девочки сами легко с ними справятся, даже те, кто еще не так быстро читает. А еще, как мне кажется, в век акселерации эта книжка поддержит "немаленьких" девочек, чтобы не дай Бог, никаких комплексов;)))

64)Шалуны и ротозеи. Рассказы. А.Аверченко

65) Вообще, очень нравится вот эта серия "Озорные рассказы" от ЭНАС-КНИГИ;)
Серия книг Озорные рассказы
66) Также рекомендую серию книг "Детвора"этого же издательства; Пример: Школьные страдания. Помощнички.

Серия книг Детвора
67)Еще хочу порекомендовать серию тонких книг "Настя и Никита" издательство "Фома". Книжки в мягких обложках, недорогие, но прилично изданные. Есть и художественные, есть и познавательные. Для петербуржцев будет любопытна специальная серия о городе;) У нас пока такие, очень довольны;)

Следующей закажу вот такую книжку. Безвыходный сад. Н.Волкова. Кажется интересной;)

Еще эти книжки хороши тем, что по ним легко можно подготовить реферат или презентацию в школе. Полина регулярно это делает;)
Серия книг Настя и Никита
68)Записки для моих потомков. А.Борисова

69)Фрося Коровина. Ветер делают деревья. С.Востоков

70) Здравствуй, Таня! Ю.Симбирская

71) Приключения Маши Михайловой. М.и С.Дяченко

72)Похититель домофонов. Е.Ракитина

73)Хорошо быть оптимистом! М.Дружинина

74) Маленький лорд Фаунтлерой. Ф.Бернетт

75) Мы с Сережкой близнецы. Наталья Долинина

76) Джельсомино в стране лжецов. Путешествия Голубой Стрелы. Принцесса Веселина. Дж.Родари

77) Ну и совершенно, на мой взгляд, бесподобные книги Юрия Коваля с иллюстрациями Татьяны Мавриной. Долго думала куда их отнести: в этот список, либо на год старше, но решила, что в этот. Импритинг еще никто не отменял;))) А уж для художественных натур-то, что доктор прописал;)))

78) Бабушка на яблоне. Как было дело с Мохнаткой. Мира Лобе.

79) Хитрый Зубов и другие рассказы. А.Гиваргизов

80) Когда мама была маленькой. М.Потоцкая.

81) Невероятные приключения Лоскутикова. Анна Никольская

82) Записная книга волшебника. Александр Семенов

83) Обожаю ходить по облакам. Анастасия Орлова.

84) Путька. З.Журавлевой

85) Приключения Петрова и Васечкина. Каникулы Петрова и Васечкина. Владимир Алеников.

86) Дом П. Юлия Кузнецова

87) И настанет веселое утро. И.Токмакова

Что ж, вот какой список получился для первоклашек и второклассников. 87 книг, точнее не книг, а пунктов- книг гораздо больше;)) Есть что летом почитать;) Увижу что-нибудь еще хорошее для этого возраста-допишу. В случае необходимости пост будет легко найти по ссылке на панели блога;)
Ваша Татьяна-Ласточка.
P.S. Список не статичен-корректируется по мере необходимости;))

Ну, тогда держитесь!

Начну с маленьких возрастов. Потом напишите, продолжать ли...

Поясняю: это не список книг, которые я прочитала. Это список для того человека, которому хочется что-нибудь почитать или дать своему ребёнку книжку почитать, а он не знает, какую именно. Вот. Надеюсь, что Вам пригодится. Я старалась.

До 4-х лет:

1. А.С. Пушкин «Сказки»: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. Русские народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Морозко», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», «По щучьему велению» и др.
3. Агния Барто «Игрушки» («Бычок», «Мишка», «Слон», «Самолёт», «Лошадка», «Грузовик», «Мячик», «Зайка», «Козлёнок», «Кораблик»). «Мы с Тамарой» (Мы с Тамарой, Катя, Жадный Егор, Любочка, Я лишний, Медвежонок-невежа).
4. Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино».
5. Корней Чуковский «Айболит», «Бармалей», «Бибигон», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха».
6. Сказки народов мира.
7. Ирина Токмакова «Стихи».
8. Сергей Михалков «Дядя Степа», «Три поросенка», «Рассказ о неизвестном герое».
9. Маршак С. Я. «Вот такой рассеянный», «Двенадцать месяцев», «Усатый-полосатый» и другие стихи.
10. Дональд Биссет «Сказки».
11. Г. Фаллада "Фридолин - нахальный барсучок", "Геометрия для малышей", "Шагал один чудак", "Настоящий тигр".
12. Геннадий Цыферов "Сказки старинного города", "Дневник медвежонка".
13. Л. Мур «Крошка Енот».

Добавлено спустя 34 секунды:
В 5-6 лет:
1. Г. Х. Андерсен «Сказки» («Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Волшебный холм», «Новый наряд короля», «Дорожный товарищ», «Принцесса на горошине», «Дочь болотного царя», «Калоши счастья», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Русалочка», «Огниво», «Сундук-самолет», «Старый дом», «Суп из колбасной палочки», «Дюймовочка», «Штопальная игла», «Дикие лебеди» и др.).
2. П. П. Ершов «Конёк-горбунок».
3. Р. Киплинг «Сказки».
4. Сергей Аксаков «Аленький цветочек».
5. В. Катаев «Цветик-семицветик».
6. Джоэль Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» («Как оживить сказку», «Братец Лис и Братец Кролик» и другие).
7. Ян Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная», «Людвиг Четырнадцатый» и другие.
8. Г. Остер «Вредные советы», "Бабушка удава".
9. В. Бианки «Лесные были и небылицы», «Муравьишка» и другие.
10. Братья Гримм «Сказки» («Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Горшочек каши», «Бабушка Метелица», «Король-лягушонок или Железный Генрих», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Синяя Борода» и другие).
11. Дж. Родари «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы».
12. Т. И. Александрова «Домовенок Кузя».
13. Д. Хармс «Стихи для детей», «Плих и Плюх».
14. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
15. Кир Булычев «Приключения Алисы» («Путешествие Алисы», «Заповедник сказок», «Миллион приключений», «Конец Атлантиды», «Подземная лодка», «Алиса и крестоносцы», «Война с лилипутами»).
16. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Пеппи - Длинный чулок», «Эмиль из Леннеберги».
17. Анне Вестли "Мама, папа, 8 детей и грузовик".
18. Алан Александр Милн «Винни Пух и все-все-все», "Баллада о королевском бутерброде".
19. А. Волков «Волшебник изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
20. «Азбука» Стихи и сказки о буквах и звуках.
21. М. Салье «Сказки тысячи и одной ночи» (семь путешествий Синдбада-морехода, повесть о скитаниях принца, ставшего нищенствующим дервишем, история о Медном городе, Абдаллах Земной и Абдаллах Морской, Абу Кир и Абу Сир, сказка об Ала ад-Дине и волшебном светильнике, истории о яйце птицы рухх и сокровищах пирамид и другие).
22. Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король».
23. Е. Шварц «Сказки» («Сказка о потерянном времени»).
24. Шарль Перро «Сказки» («Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Спящая красавица», «Золушка, или хрустальная туфелька»).
25. С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
26. Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит или туда и обратно».
27. Усачёв А. «Умная собачка Соня».
28. Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки".
29. А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»
30. Л. Пантелеев «Буква «ты», «Фенька», «Две лягушки» и др.
31. Б. Житков «Что я видел», рассказы
32. В. Гаршин «Лягушка-путешественница» и др. сказки
33. К. Грэм «Ветер в ивах»
34. В. Чаплина «Питомцы зоопарка»
35. И. Бабич «Мои знакомые звери»
36. В. В. Голявкин «Тетрадки под дождем»
37. Юрий Сотник «Как я был самостоятельным»
38. Юрий Коваль «Приключения Васи Куролесова»
39. Михаэль Энде «Бесконечная история», «Джим Пуговка и машинист Лукас», «Джим Пуговка и Чертова Дюжина», «Момо или Сказка о похитителях времени».
40. Мира Лобе «Городок Вокруг - да – Около»
41. Томин Юрий «Шел по городу волшебник»
42. Владимир Железников «Жизнь и приключения чудака»
43. Юз Алешковский «Кыш и Двапортфеля».
44. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».
45. Памела Треверс «Мэри Поппинс с Вишнёвой улицы».
46. Отфрид Пройслер «Сказочные повести» («Крабат: Легенды старой мельницы», «Гном Хёрбе Большая Шляпа», «Гном Хёрбе и леший», «Маленькая баба-яга», «Маленькое привидение», «Маленький водяной», «Разбойник Хотценплотц и перцовый пистолет»).
47. Н. Носов «Фантазёры», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне», «Витя Малеев», «Приключения Коли и Миши».
48. Коллоди К."Приключения Пиноккио"
49. Толстой А. Н. "Золотой ключик, или Приключения Буратино".
50. Данько Е.Я. "Побежденный Карабас".
51. Кумма А., С. Рунге. "Вторая тайна Золотого ключика: Новые приключения Буратино и его друзей".
52. Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал».
53. Эсфирь Эмден «Дом с волшебными окнами».
54. Монтейру Лобату «Орден желтого дятла».
55. Альберт Иванов «Приключения Хомы и Суслика».
56. Аркадий Хайт «Приключения кота Леопольда».
57. Кротов Виктор «Червячок Игнатий и его друзья», «Червячок Игнатий и его открытия».

_________________
Детей нужно баловать, только тогда из них вырастают настоящие разбойники;) (С)

Живое общение с книгой, которую малыш "читает" с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Знакомство с книгами от 0 до 5-6 месяцев

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

Книжки-игрушки от 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.

Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги.

Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.

Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

Книги от 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.

В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.

Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).

Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.

Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

Чтение от 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…

К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.

Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно.

В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.

Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

Детские книги с 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.

Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.

В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.

В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.

Список литературы для детей от 0 до 2 лет:

  1. Любые книги с "правильными" иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона.
  2. Серия "Моя первая книжка": "Это я"; "Животные"; "Машина"; "Счет"; "Слова"; "Ферма"
  3. Серия "Мишутка": "Приятного аппетита"; "Что надеть"; "Любимые игрушки"; "Веселый денек"; С. Козлов. "Я на солнышке лежу".
  4. Серия "Уроки малышам": "Твои игрушки"; "Считалочка"; "Все поет"; "Давай поиграем"
  5. Серия "Топотушки": Р. Сеф. "Кто на кого похож"
  6. Серия "Для самых маленьких": "Сказки в стихах" (А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова;
  7. "Репка". Русская народная сказка в обработке А. Толстого, "Снегурочка и лиса" Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева.
  8. "Теремок".
  9. В.А. Степанов. "Как живете? Что жуете?"
  10. Б.Заходер. "Песенки Винни-Пуха".

Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет

  • "Золотая книга для детей" "Репка". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • "Колобок". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А Савченко;
  • "Петушек и бобовое зернышко". Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко;
  • С. Маршак. "Детки в клетке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • В. Сутеев. "Цыпленок и утенок "; "Под грибом";
  • Л.Толстой "Три Медведя", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • С. Михалков."Упрямый лягушонок", рис. В. Сутеева;
  • С. Михалков. "Мой щенок", рис. В. Сутеева;
  • С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке";
  • С. Маршак. "Сказка об умном мышонке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
  • К. Чуковский. "Телефон", рис. В.Канашевича;
  • "Гуси-Лебеди". Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой;
  • К. Чуковский. "Муха-цокотуха", рис. В. Конашевича;
  • К. Чуковский. "Тараканище", рис. В. Конашевича;
  • К. Чуковский. "Крокодил", рис. В. Сутеев;
  • В. Сутеев. "Дядя Миша", рис. В. Сутеев;
  • Б. Заходер. "Мишка-Топтыжка", рис. Г. Бедарева;
  • А.С. Пушкин. "Лукоморье";
  • И.А. Ищук. Читаем по картинкам,
  • В.Н. Косыгина. "Тру-ля-ля", Артикуляционная гимнастика,
  • С. Маршак. "Веселый счет";

Список литературы для детей от 3-х до 6 лет

К вышеперечисленным произведениям прибавляются:

  1. "Красная Шапочка", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа..
  2. "Три поросенка", пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа.
  3. "Кот в сапогах" пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
  4. "Золушка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
  5. "Спящая Красавица", пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
  6. "Оловянный солдатик", пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа.
  7. "Русалочка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
  8. "Огниво", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа.
  9. "Новогодняя сказка", изд-во "Самовар",1996 год.

Александра Морозова - дошкольный педагог,
Ирина Александрова - филолог, преподаватель высшей категории

Примерный список литературы для чтения детям (от 6 до 7 лет)

Русский фольклор

Песенки:

    «Лиса рожью шла…»;

    «Чигарики-чок-чигарок…»;

    «Зима пришла…»;

    «Идет матушка-весна…»;

    «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…».

Календарные обрядовые песни:

    «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»;

    «Коляда, коляда, ты подай пирога…»;

    «Как пошла коляда…»;

    «Как на масляной неделе…»;

    «Тин-тин-ка…»;

    «Масленица, Масленица!».

Прибаутки:

    «Братцы, братцы!..»;

    «Федул, что губы надул?..»;

    «Ты пирог съел?»;

    «Где кисель — тут и сел»;

    «Глупый Иван...»;

    «Сбил-сколотил — вот колесо».

Небылицы:

    «Богат Ермошка»,

    «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины:

    «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);

    «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева);

    «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова;

    «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;

    «Снегурочка» (по народным сюжетам);

    «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);

    «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой;

    «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;

    «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Песенки:

    «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака;

    «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой;

    «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус;

    «Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака;

    «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки:

    Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;

    «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;

    «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;

    «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского;

    «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон;

    «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия:

    М. Волошин. «Осенью»;

    С. Городецкий. «Первый снег»;

    М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гете);

    Ю. Владимиров. «Оркестр»;

    Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»;

    С. Есенин. «Пороша»;

    А. Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка»;

    П. Соловьева. «День и ночь»;

    Н. Рубцов. «Про зайца»;

    Э. Успенский. «Страшная история», «Память»;

    А. Блок. «На лугу»;

    С. Городецкий. «Весенняя песенка»;

    В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);

    Ф. Тютчев. «Весенние воды»;

    А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок);

    Заболоцкий. «На реке».

Проза:

    А. Куприн. «Слон»;

    М. Зощенко. «Великие путешественники»;

    К. Коровин. «Белка» (в сокр.);

    С. Алексеев. «Первый ночной таран»;

    Н. Телешов. «Уха» (в сокр.);

    Е. Воробьев. «Обрывок провода»;

    Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»;

    Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»;

    С. Романовский. «На танцах».

Литературные сказки:

    А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

    А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»;

    К. Паустовский. «Теплый хлеб»;

    В. Даль. «Старик-годовик»;

    П. Ершов. «КонекГорбунок»;

    К. Ушинский. «Слепая лошадь»;

    К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;

    И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;

    Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия:

    Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;

    Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;

    Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки:

    Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен;

    Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина;

    А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;

    С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.

    Произведения для заучивания наизусть

    Я. Аким. «Апрель»;

    П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака;

    Е. Благинина. «Шинель»;

    Н. Гернет и Д. Хармс. «Оченьочень вкусный пирог»;

    С. Есенин. «Береза»;

    С. Маршак. «Тает месяц молодой...»;

    Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;

    В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»;

    А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»);

    Н. Рубцов. «Про зайца»;

    И. Суриков. «Зима»;

    П. Соловьева. «Подснежник»;

    Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).

    Для чтения в лицах

    К. Аксаков. «Лизочек»;

    А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца;

    Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки);

    Л. Левин. «Сундук»;

    С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).

Дополнительная литература

Сказки:

    «Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева;

    «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

Поэзия:

    «Вот пришло и лето красное…», рус. нар. песенка;

    А. Блок. «На лугу»;

    Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);

    А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»);

    А. Фет. «Что за вечер…» (в сокр.);

    С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»;

    Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»;

    В. Берестов. «Дракон»;

    Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;

    И. Токмакова. «Мне грустно»;

    Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»;

    М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.

Проза:

    Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»;

    А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;

    М. Пришвин. «Курица на столбах»;

    Ю. Коваль. «Выстрел».

Литературные сказки:

    А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы);

    Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;

    М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

    Список используемой литературы:

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 333 с.

Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако существует так называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться. Имея опыт знакомства с лучшими произведениями, легче сориентироваться в современных книгах.

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты.

1 Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.

2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

4 Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут),

7 Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и Фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание,

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными,

У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям,

В чтение для детей 4-б-летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку

А, С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.

С. Т, Аксаков, сказка «Аленький цветочек».

В. Ф. Одоевский; сказки «Городок е табакерке», «Мороз Иванович».

И. А. Крылов; басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.

В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница».

П. П. Ершов; сказка «Конек-горбунок»

В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница».

Д, Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».

Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли»,. «Три калача и одна Баранка».

К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания».

Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н, А. Некрасова, И 3 Сурикова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам,

Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика — золотой фонд детской литературы — литература XX веча, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей.

Что читать дошкольникам из литературы XX столетия

Стихи классиков детской литературы С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской, Е. Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима, В. Д. Берестова.

Особое место в поэзии для дошкольников занимает игровая поэзия - поэзия, где играют словом. Поэты играют словами, как дети кубиками.

Игровая поэзия — это стихи Д. Хармса (« Врун» , «Миллион»), Ю. Д Владимирова («Ниночкины покупки»), А И. Введенского («Лошадка»), Б Заходера («Кит и кот»), Э. Успенского («Пластилиновая ворона». «Память»), Г. Сапгира («Принцесса и людоед»), А. Усачева («Звукарик»), Тима Собакина и др.

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

Ехал Ваня на коне.

Вел собачку на ремне.

Ну а кактус в это время

Мыл старушку на окне.. (Э. Успенский «Память»);

В настоящее время стихотворения поэтов XX века и современников можно найти достаточно легко как в сборниках (например, «Лучшие стихи для чтения в детском саду»), так и в книгах отдельных авторов. Для знакомства лучше взять сборник, а потом, если автор понравится, можно найти: книгу его стихотворений.

Прозаических произведений XX века для дошкольников огромное количество. Вот только некоторые из них:

М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар»

Л. Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква -Ты».

М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» {из цикла «Лёля и Минька»)

К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».

Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми.

В. А.. Осеееа: рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.

В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему - рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.

Е, Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.

С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае».

Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.

В В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др

В, Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).

Н, Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса».

Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно жe, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов. Вспомним некоторые имена.

В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок».

Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим,

Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».

Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др.

Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».

С. Сахарнов. сказки «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать» и др.

Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки».

Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.

В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке. И познавательной, и художественной. Многие из этих произведений вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны.

А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

А. Волков: «Волшебник Изумрудного города».

Т. Александрова: "Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).

Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари».

В. Катаев: «Цветик - семицветик». «Дудочка и кувшинчик».

Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».

Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».

М, Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки».

С. Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика». «Пока бьют часы», «Лоскутик, и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой».

С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».

Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? В детскую библиотеку взрослых тоже записывают, так что не пугайтесь. Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром — вашему ребенку обязательно что то понравится.

Читайте с удовольствием!

Загрузка...
Top